Кинотавр-2010 конкретно без претензийНынешний фестиваль важен уже тем, что позволил определиться с «новой русской волной», о которой так долго говорили большевики. Три главных её отличительных признака — притчеобразность, претенциозность и ложная многозначительность. Ими можно, хотя и ненадолго, прикрыть жгучую жажду самопиара при полном непонимании, что, собственно, происходит. Полное ощущение, что новые русские авторы, живущие в принципе благополучно, лезут в это происходящее, нагнетая убийства и убожество, с одной-единственной целью — «чур меня, чур меня». Спустя двадцать лет после «Так жить нельзя» они хором уточняют: «Мне так жить нельзя». «Арт-фильмами» — откупаются. Кстати, каннское «Счастье моё» Сергея Лозницы, пожалуй, лидирует в этом плане и заодно формулирует общий конкурсный сюжет нынешнего фестиваля. На фоне красот природы кто-то куда-то едет и где-то кого-то убивают. В таких заведомо фальшивых обстоятельствах предпочтительнее артхауса оказывается даже простенькое жанровое кино. «Слон», 2010 Многие возмутились, как «это» попало в конкурс, так из принципа нельзя не написать. Типичное «телемуви» со слабой режиссурой и облегчённой драматургией. В цирке заболел слон, его везут усыплять, чтобы успеть на парижские гастроли, шофёр скотовозки вместе с забытой гастролёрами юной циркачкой его крадёт, и начинаются приключения. С цыганами, милицией и трогательной развязкой. Очередная «Каштанка» и фильм нашего детства «Чёрная гора». Целевая аудитория — дети младшего школьного возраста, если бы не одно «но». Шофёра играет Шнур, и он в своём репертуаре, непарламентская лексика присутствует, и вообще при наличии харизмы играть ничего не надо. Это просто Шнур в присутствии слона и как они общаются. Второй козырь — что сам слон совершенно настоящий. Играла его, как говорят, слониха, но это непринципиально. Глаза умные, хобот длинный, и любопытно смотреть, как это существо лакает сухое красное десятилитровыми вёдрами. Как мимо машины едут, людишки какие-то скапливаются, а ему ногти на ногах недостригли, и живот болит. Ещё раз — фильм очень слабый, аляповатый, но хотя бы непротивный. Когда больной слон на закате ходит среди берёзок средней полосы, а его ищут и не могут найти, за себя значительно спокойней. И, наверно, так всё и кончится — мы уйдём в Индию пешком. «Гастарбайтер», 2009 Профессиональная мелодрама, почти аналогичная по сюжету пресловутому «Другому небу», а по неприкрашенности окружающей среды — фильму «Счастье моё». Старый узбек, лежащий при смерти в родном узбекском ауле, узнаёт от невестки, что на заработках в Москве пропал единственный внук. Встаёт и идёт на поиски. В московском бомжатнике попадает в облаву на наркоторговцев. Из ментовки выпускают, поглядев на боевые медали и ордена. Начинаются странствия по Подмосковью в компании юной молдавской проститутки, которую молдавская мафия в столице нашей родины припахала не меньше, чем деда пыталась припахать узбекская. Разыков не претендует на самоценное «авторство», честно делает мелодраму. Но он назубок знает законы жанра, справляется с ними одной левой, а «правая» свободна. То есть именно крепкий профи оказался способен гораздо плотнее и осмысленней поговорить о нашем сегодняшнем дне и больше понять, чем некоторые. Никаких многозначительных пауз, проходов и проездов. Поехали с мафией из аула на станцию — всё, в следующем кадре дед уже на Казанском вокзале с мешком наркоты. Пробурчал дед проститутке, что есть лишь один знакомый, который может помочь — всё, в следующем кадре они уже пьют чай на даче у старого энкавэдэшника, в 1946 году засадившего деда на десятку после немецкого плена (отмотал 12 лет за характер). Ничего не рассусолено, всё понимается через контекст, намёки немногословны. Ни один план не длится, как у некоторых, в четыре раза дольше, чем стало всё уже ясно. Разыков не абстрактен и не прямолинеен. Он без пафоса работает на мелких, но точных и необычных деталях. Как в ауле невестка всё время выполняла узбекскую домашнюю работу. Как в Подмосковье на даче молдавской мафии целый табор укладывался спать. Как дед спокойно работал судомойкой в придорожной забегаловке (хотя для узбека, да ещё аксакала, мыть посуду немыслимо). Разыков знает фактуру, поэтому не нуждается в страшных убийствах и людоедствах, как некоторые. У него и без чОрного-чОрного гроба видно: живём в людоедской стране. Вороватой, подлой, лживой, но живём. Люди ещё остались — та же юная проститутка, нормальная девчонка, и без всяких натяжек. Но главное, конечно — дед. Ему должно быть под девяносто, но глаз не отвести, и лучше с него брать пример, чем с товарища Дзержинского. Воевал. Сидел. Пил. Потерял и жену, и сына. Абсолютно спокоен. Мгновенно ловит любую дикую ситуацию. Умеет с ней разобраться. Овладел технологией жизни, герой ты нашего времени. В результате фильм вовсе не о поисках внука, а именно об этом — что тут надо, чтобы выжить в человеческом облике. Чтобы не душить кожаным ремнём на крупном плане любимую собаку, за то что гавкала, как у некоторых. Некоторые «авторы» не настолько опытны, чтобы намордник надеть или тем же ремнём пасть обмотать. Им задушить проще. Торжественно клянусь никогда больше не смотреть ни одного произведения арт-дебютанта Юрия Быкова (эта реплика была в сторону конкурсного фильма «Жить»). И неважно, что дед умирает, так и не встретившись с внуком. С тем всё будет в порядке. Ненавидите ли вы абстракцию так, как ненавижу её я? Любите ли вы конкретность? Читайте также наш предыдущий обзор фестивальной программы.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/06/13/kinotavr.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: КИНОТАВР
Обзор » Кинотавр 2014: взвешенность против дерзости Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-2013: историческое воспитание Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-23. Парадоксы Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-2011: Всё это было бы смешно Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Кинотавр-2011: нормально, Константин Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Кинотавр-2010 посредине Катя ТАРХАНОВА
Кинотавр-2017, красная дорожка, церемонии открытия и закрытия, фестивальные будни, фоторепортаж (424 фото)
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|