Кинотавр-2011: нормально, КонстантинФильмов, приятных во всех отношениях, и в целом мире мало. Но не прошло ещё пол-«Кинотавра», а фильмы, просто приятные, регулярно радуют глаз. Возникла идея вообще на сей раз не упоминать иных созданий, жалких и ничтожных, которые, конечно, тоже есть, но зачем они нам? Подумаем о хорошем. «Безразличие» (2011) Основная досада по поводу этого замечательного кино — что оно не вышло 20 лет назад, когда и было снято. Тогда оно могло в опережающем порядке сделать то, на что давно оставлена надежда — придать советской власти чувство стиля. Конечно, высокий стиль неотъемлем от «Июльского дождя» и «Долгих проводов», но он принадлежит не советской власти, а Хуциеву и Муратовой. В «Безразличии» речь о другом — о сознательной стилизации, когда в принципе доказуемо, что хрущобам, помойкам, подворотням и обезьянникам с серпом и молотом всё же присущ человеческий облик. Это то, что Явор Гырдев осуществил в восхитившем многих «Дзифте». Флянгольц был способен раньше. Фильм чёрно-белый, аскетичный в декоре и фрагментарной мультипликации, действие отнесено к началу 60х. Юного Ф.С. Бондарчука (некий Петя), похожего сразу на всех героев того времени, от Цыбульского до Ломницкого, вдруг запирают на ночь в КПЗ. Он говорит, что произошла ошибка, но за полчаса в камере успевает крепко, до крови сцепиться с другим сидельцем, из «социально близких». Когда Петю выпускают, он звонит некой Жуже, своей новой знакомой. Она не хочет его видеть, но его это не отпугивает. Забегая вперед, скажем, что в дальнейшем «женская» линия приведет к бурной любви и смерти, а «социально близкий» урка из КПЗ окажется прежним любовником и содержателем Жужи. Однако суть в другом. После звонка Ф.С. Бондарчук встречается с А.Н. Башировым в роли старого друга, и всё остальное кино они разыскивают Тузика. Тузик — собака неопределённой породы, и она не хотела в космос, хотя её долго готовили. А она не прочувствовала ответственность и дёрнула прямо со старта в родные подвалы и помойки. И вот герои 60х, прочувствовавшие ответственность, полезли за ней в тёмный-тёмный подпол, и за ними захлопнулся люк. И тогда Ф.С. и А.Н. начали отпускать экзистенциальные замечания:
И так далее. Тузик в конце концов найдётся, но никого не жалко. Суть именно в том, что Флянгольц, родившийся в 65м, детально и материально чувствует, как и откуда он взялся. Из светлого долгополого пальто по моде Н.С. Хрущева, в котором ходит Баширов. Из короткого черного плащика с поднятым воротником, в котором ходит Ф.С. Бондарчук. Из именно этих советских кафе, радиоприемников, автомобилей «Победа» и пр. цвета «мокрый асфальт», которые восстановимы и через 30 лет, и через 50, а значит, являются стилем. Сюжет и текст реально остроумны, и можно ещё больше вспоминать историю кино. «Безразличие» как помесь «Пепла и алмаза» с «Невинными чародеями». «Безразличие» как послесловие к «Альфавилю». Как предчувствие «Бумажного солдата»… За всем этим видна тенденция. «Бабло» (2011) Все неприятности конкурса вытекают как раз из отсутствия киноконтекста в том или ином участнике. В этих участниках тут же заметны коррупция, распил, семейственность и круговая порука, не первое десятилетие отравляющие существование отечественного кино. Но, как только контекст появляется, приятность обеспечена. В этом году тенденция «обновлённой» режиссуры проявилась в самых разных жанрах. 40-летний дебютант Константин Буслов, старший брат Петра Буслова, как говорится, вгиков не кончал, однако последние 10 лет работает на СТВ, на «бумерах» и т.п. Он все это время учился без отрыва от производства, смотрел, мотал на ус и, решившись снимать, сделал это не по блату. Он решился, поскольку научился. «Наученность» именно делать кино в наших сегодняшних условиях — и есть тормозившее прежде режиссёрское «обновление». Буслова не смущают сравнения с балабановскими «Жмуркиами», не смущает сюжетная параллель с толстовским «Фальшивым купоном». Ему есть что ответить, поскольку он «здесь и сейчас» делает «своё». Кстати, более близкой «Баблу» является весьма известная английская киноклассика — когда-то гулявшая по советским экранам комедия с Грегори Пеком «Банковский билет в миллион фунтов стерлингов». Вот и «Бабло» — приключение кейса с миллионом европейских денег. Он ходит из рук в руки от Нового Арбата до харьковских задворок и обратно, пытается быть истрачен на шашлык и бензоколонки, лечь на банковскую карту, но увы. Аккуратные пятисот-евровые кирпичики неделимы, как абсолютная идея. Разумеется, приключения денег связаны с массой колоритных персонажей, сыгранных точными типажами и говорящих порой очень смешные вещи. Но главная ценность избитого сюжета — в деньги, как в бога, вписалась во всех деталях и узнаваемых ситуациях большая часть окружающей нас действительности. Вот так оно и есть. Менты, проститутки, налоговая, грузинские барсеточники, украинские генералы в фильме отнюдь не карикатурны, не натянуты, не «пережаты». Бог пачками в кейсе — максимально естественный, органичный аналог сегодняшней «русской души». «Бабло» снято без иллюзий насчёт партии и правительства, честных стариков и подрастающего поколения и притом никого не клеймит. В нём даже мало стреляют, и все — очень милые люди. Оттого-то и вышло смешно и как-то даже радостно, что — да, воруют все, но живётся-то по приколу! «Я тебя люблю» (2010) К вышеописанным плотно примыкает ещё одно произведение, хоть и показанное вне конкурса. Это признанный, прямо скажем, шедевр Костомарова и Расторгуева, долетевший до Сочи благодаря участию Костомарова в жюри основного конкурса. Многие знают историю феномена, впервые в стране идущего только «клубным показом». Режиссеры поехали в славный Ростов-на-Дону, провели кастинг влюбленных пар и нескольким из них раздали мобильники с камерой. Простые ростовские хлопцы долго снимали самих себя, получились десятки часов уникального материала, самые выразительные фрагменты были затем смонтированы. Первая сборка, вторая, десятая, сотая… Парадокс «Я тебя люблю» — вариант, показанный в Сочи, не имеет практически ничего общего с тем, что в прошлом году демонстрировался в Москве. Другое кино с другим сюжетом, отношениями, людьми, даже в другое время года. Если сравнивать, то заметно, что за отчетный период режиссура приобрела жесткость, на словах лирики все меньше, но суть остается прежней. Любовь-таки есть и никуда не делась. Да, теперь она существует только в ненормативной лексике — наши люди творят формальные шедевры со словом из трех букв. В документальном кино наши люди воруют так же, как в игровом. Они все время думают про деньги — до, во время и после секса. Они кричат, дерутся, кидают и подставляют друг друга. Вечно поблизости ошивается ошалевший от такой жизни мент. У него-то и крадут камеру. Тем не менее, все, что творят эти наши люди, происходит от чувств-с и никак иначе. Бесчувствие (советское и постсоветское, димонское и вованское) среди людей закончено, забудьте. Все мы хотим и можем, и будем долго смеяться. В целом о нынешнем конкурсе «Кинотавра» мнения разноречивы. Многие хвалят еще и «Громозеку» Владимира Котта, которого мы, к сожалению, не застали. Но и Котт, судя по всему, вписывается в тенденцию — наше кино становится обучаемым, грамотным, контекстуальным и не в стороне от столбовой дороги мировой цивилизации. И с небезнадежным чувством юмора. См. также: финальный обзор с Кинотавра-2011
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/06/09/kinotavr.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: КИНОТАВР
Обзор » Кинотавр 2014: взвешенность против дерзости Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-2013: историческое воспитание Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-23. Парадоксы Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Кинотавр-2011: Всё это было бы смешно Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Кинотавр-2010 конкретно без претензий Катя ТАРХАНОВА
Обзор » Кинотавр-2010 посредине Катя ТАРХАНОВА
Кинотавр-2017, красная дорожка, церемонии открытия и закрытия, фестивальные будни, фоторепортаж (424 фото)
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
«Игра теней», отзыв
«Падение Луны», подкаст
«Смерть на Ниле», рецензия
«Анчартед», рецензия
«Аллея кошмаров», отзыв
«Сирано», отзыв
«Человек-паук», подкаст
«Камон Камон», отзыв
«Экспансия», отзыв
«Лакричная пицца», отзыв
«Белфаст», отзыв
«Кими», отзыв
«Параллельные матери», рецензия
«Миротворец», отзыв
|