![]() |
![]() Берлинале-62: Без шедевров![]() Берлинале-2012 выдался ровный, даже пресный. Но брюзжать неохота. Хотя, если в Берлине в дни фестиваля проходит громадная ретроспектива работ Герхарда Рихтера или можно посмотреть спектакли Михаэля Тальхаймера, почти любое, за исключением шедевров, кино проиграет в своём восприятии. Тем не менее Майк Ли, председатель жюри, предложил мудрый расклад. А в актёрских номинациях исключительно верный и очень решительный. «Золотой медведь» фильму братьев Тавиани «Цезарь дожжен умереть» — не вполне уступка возрасту итальянских классиков, хотя такой момент, разумеется, очевиден. Вместе с тем, выбрав не новенький приём — подготовку спектакля в тюрьме, Тавиани вместе с актёрами-заключёнными в ролях шекспировской трагедии «Юлий Цезарь» — зарядились мощной энергией этих характеров. И шекспировских, и нынешних итальянцев. А характеры — те ещё, у многих из них пожизненные сроки за убийство, наркоторговлю и мафиозные подвиги. Репетируя трагедию Шекспира, они, в общем и целом, что-то почувствовали про настоящую жизнь, хотя казалось, что они-то и есть герои настоящей реальности. Но искусство (театра, драматургии, реплик) открыло им такие глубины, что и до них дошло: камера это тюрьма, а не длительный отпуск. ![]() Мнения прогрессивной прессы по поводу лучшего фильма Берлинале-62 — «Всего лишь ветер» венгерского режиссёра Бенса Флигауфа разделились. Но Майк Ли оказался на «нашей» стороне, выдав ему гран-при. Справедливо, поскольку камерный маленький фильм о холокосте венгерских цыган, которые не играют на скрипках, не пучат темпераментно глаза (как у Кустурицы), не воруют, а вкалывают, учатся или безобидно для окружающих выпивают, безупречен по ритму и преисполнен глубочайшей тревоги. Семья: мать, её парализованный отец, сын и дочка живут в мучительном страхе. Их соседей-цыган истребили. Убийц не нашли. Кто теперь на очереди? Девочка, опустив глаза, трусит, сжавшись от ужаса, в школу. Мать-уборщица готова взорваться на жалкой работе, чувствуя в воздухе угрозу. Сын готов к сопротивлению и роется в останках сожжённого соседского дома. Тёмная ночь. Шелест травы, шорох веток или это всего лишь ветер? Они пришли. Автоматная очередь. ![]() Понятно, что синефильская картина «Табу» Мигеля Гомеша, бывшего кинокритика (оммаж фильму Мурнау «Табу», а также ностальгический привет старому кино), не уедет без призов. Она получила премию Альфреда Бауэра, которая вручается вообще-то за инновацию. А тут стилизация. Возможно, что стилистическое изящество, работа со звуком в немой части фильма (их в нём две: действие одной происходит в современной Португалии, другой в колониальной Африке), сама текстура и фактура изображения что-то да значит. Но сказать Гомешу особенно нечего. Зато можно полюбоваться картинкой, тонким юмором, пародирующим мелодраматические извивы жанра: в первой части умирает старуха, проигравшая в казино все деньги, и оставляет письмо своему старому любовнику. Во второй части он рассказывает за кадром историю их «африканской» страсти, которой любуются и режиссёр, и фестивальные завсегдатаи. ![]() Лучшим режиссёром жюри признало Кристиана Петцольда, снявшего «Барбару» — выверенную ретродраму о жизни и смерти в гэдээровском захолустье. Сюда ссылают берлинского доктора Барбару в наказание за подачу визы на Запад. Тут за ней охотятся штази, обыскивая все закутки квартиры и даже, подобно гестаповцам или гэбистам, интимные места её тела. Барбара сосредоточенно готовится к побегу. Держит спину, чтобы не сделать оплошность. Но уступает место в лодке, которая должна её переправить к любовнику на Запад, своей бывшей беременной пациентке, измученной работой в исправительной колонии. Все прочили Нине Хосс, сыгравшей с железной волей или хваткой и страхи своей героини, и её неуступчивость, а также чувственность и отвращение, «Серебряного медведя» за такую выдержку и роль. Однако Майк Ли, главный в мире спец по актёрам, наградил чёрную девочку Рейчел Мванза, проявившую в фильме «Ведьма войны» канадского режиссера Кима Нгуена экстремальное актёрское дарование. ![]() А сыграла она двенадцатилетнюю конголезку, прошедшую сквозь убийство, насилие, счастье, рождение ребёнка, смерть мужа-малолетки у неё на глазах с неправдоподобной достоверностью (такой оксюморон уместен) и разнообразно, чудесно подробно. Что же до награды за лучшую мужскую роль, то Майк Ли в одно касание удостоверил в который раз свой выдающийся нюх, а не только мастерство. В датском фильме «Королевская связь» Николая Арселя у сексапильного Мэдса Миккельсена роскошная роль личного врача Кристиана VII и любовника королевы. Однако роль датского короля, которая поменьше, изумляющее сыграна Микелем Боэ Фольсгаардом. Этот дебютант в кино и получил «Серебряного медведя», показав класс актёрского диапазона в роли азартного, слабого, развратного, умного, капризного и какого хотите персонажа, ну и короля в переломный момент датской истории. Действие фильма происходит в XVIII веке, когда свободолюбивый врач, впитавший идеи Просвещения и имевший грандиозное влияние на короля (и поимевший его жену), вызволил Данию из средневековья. Ну, и поплатился за это, за доверие короля, за измену королевы на плахе. ![]() Особого упоминания жюри сподобилась средняя картина Урсулы Мейер «Сестра» (Швейцария, Франция), в которой бедные люди, тинейджер Симон со своей мнимой сестрой, а на самом деле с молодой матерью, живут у подножья высокогорного альпийского курорта. Мальчик крадёт у богатых туристов амуницию, лыжи, чтобы прокормиться и позаботиться о сестре-матери, беззаботной шалаве. Ему трудно и весело обирать представителей благополучного мира, частью которого он мечтает стать, но ещё больше он мечтает о ласке и родительской любви, которой, как и денег, ему недостаёт. Чем прельстил этот фильм ушлых членов жюри, не очень понятно. Разве только сработала милость к падшим в данном случае к добросердечному воришке. ![]() За выдающийся операторский вклад приз выдали Лютцу Рейтмейеру, действительно незабываемо снявшему китайскую сагу «Долина белого оленя» Ван Цюаньаня, получившего «Золотого медведя» в 2006 году за отличный фильм «Свальба Туйи». Громадное полотно в духе «ХХ века» Бертолуччи визуализирует семейную историю как метафору истории страны (с начала ХХ века до конца 30-х годов), в которой насилие, эротика, смерть, голодомор, смена власти, ужас войны, радость любви сконцентрированы как череда утрат/разочарований. Всю эту добротную эпичность одухотворяет камера Рейтмейра, склонная к тончайшей живописности без всяких спецэффектов и излишнего эстетизма. В параллельных программах успех имели российские картины, шедшие в аншлаговых залах и с заинтересованным обсуждением после просмотров: это «Конвой» Алексея Мизгирёва и «Завтра» Андрея Грязева об арт-группе «Война». ![]() А самым коммерческим в «Панораме» можно назвать фильм Малгожаты Шумовской (куплен для нашего проката) «Они». Жюльетт Бинош в роли преуспевающей журналистки пишет для “Elle” и является женой крупного бизнесмена; она готовит не только изысканный ужин для начальника мужа, мучается с сыновьями, но и таков, собственно, сюжет должна срочно сдать статью о студентках-проститутках, зарабатывающих таким образом себе на учёбу. Одна из этих милашек полька, другая француженка-провинциалка. Героиня Бинош, взявшаяся за нетривиальные для себя интервью, многое понимает и про собственное житье буржуазки с проснувшимися, но неудовлетворёнными эротическими желаниями. Но, главное, на секунду задумывается о том, что и она чем-то поступается, даже если торгует не телом своим, а журналистскими благоглупостями. Впрочем, в финале она одумывается и мирно завтракает в семейном кругу — в роскошной парижской квартире, освещённой ироничным солнечным светом до новых — провокативных деловых (и не только) встреч. Успех обеспечен даже в российском прокате.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2012/02/19/berlinale.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Ссылки по теме: БЕРЛИНАЛЕ
Обзор » Берлинале-2016: безошибочный выбор жюри Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Берлинале-2015: идеальный вердикт Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензия » Дети и жанры на Берлинале-64 Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Берлинале-63: В сторону мейнстрима Зара АБДУЛЛАЕВА
Обзор » Берлинале-61: Оффсайд Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензия » 60-й Берлинале: Не зарекаться от тюрьмы и семьи Зара АБДУЛЛАЕВА
66-й Берлинале, красная дорожка, открытие, фестивальные будни, награждение победителей, фоторепортаж (144 фото)
Берлинский международный фестиваль 2015: гости, победители, звёзды, красная дорожка, фоторепортаж (149 фото)
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() ![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
![]()
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
![]()
«Игра теней», отзыв
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |