![]() |
![]()
Саундтреки весны: блокбастеры и ДжармушВесна для жанра саундтреков время скучное — в марте обычно рулит кондовое триде с его пафосными звуковыми дорожками, а май добивает слушателя в танце первыми летними блокбастерами, как правило, столь же типовыми. Но в этом году всё пошло не так. Март остался почти без тяжеловесов, май тоже сильно в этом смысле недобрал, но от этого свежие альбомы музыки из фильмов не стали беднее или скучнее.
«300 спартанцев: Расцвет империи» Голландский диджей и музыкант-мультиинструменталист Том Холькенборг, скрывающийся за псевдонимом Junkie XL, в кино и видеоиграх подвизается давно, но в основном в качестве автора отдельных гестстар-композиций (зато их множество, последняя заметная — в прошлогоднем «Человеке из стали»). Но в этом сезоне он ворвался в элитный клуб голливудских композиторов сразу двумя альбомами, оба из которых попали в этот обзор. Что касается альбома к сиквелу «Спартанцев», то тут всё просто — есть уже ставший классическим альбом Тайлера Бейтса, в котором металлюжные риффы поверх какого-то почти арабского мелодического ряда создавали ту самую атмосферу адреналино-тестостеронового эпика, которым и славен первый фильм. И композитор продолжения не стал далеко уходить, но, как положено сиквелу, сделал всего больше. Больше зарубов, больше ударных, больше электроники, больше звукоснимателей на самых неожиданных классических оркестровых инструментах, разве что хоралы удалились куда-то на совсем уж третий план, отчего некоторый даже излишний лаконизм саундтрека к прежним «спартанцам» достиг почти запредельной концентрации и смешения различных музыкальных тем и рисунков, вполне, впрочем, соответствуя тому сценарному компоту, что мы наблюдали в зале. Впрочем, сделано всё в итоге очень изобретательно и энергично, так что жаловаться не приходится. И батальные сцены, и философские отступления музыка обрамила прекрасно. А завершается всё, как и положено, комиксово-обрывочными иллюстративными титрами. Впрочем, тоже (при должном качестве воспроизводящего оборудования) при прослушивании способными заставить нервничать соседей. Это Спарта! «Ной» Перед началом обзора необходимо обратить внимание потенциальных слушателей на одну немаловажную деталь. Непонятно, по какой причине в исполнителях альбома за авторством Клинта Манселла числится квартет Kronos, хотя невооружённым ухом слышно, что в партитуре задействован огромный симфонический оркестр, да ещё и с вокализами. Большой, массовый квартет, не иначе… Данный факт непонятен и вызывает серьёзное недоумение, и даже нежелание включать диск: у нас не филармония — квартеты слушать. На деле же ничего общего с заявленным составом исполнителей саундтрек не имеет. Прояснив данный фактор и оставив его на совести издателей, обратимся непосредственно к содержанию звуковой дорожки. При автономном прослушивании оной складывается впечатление, что основные темы были задуманы (а в некоторых случаях — даже написаны) ещё на этапе прочтения сценария. И после ознакомления с готовым материалом Манселл решил ничего не менять в звукоряде, оставив всю мощь, энергию и размах своего композиторского замысла нетронутыми. Судя по звучанию альбома, композитор не согласен со стилистикой изложения происходящего на экране. Словами он этого выразить не мог — пришлось бы “покинуть проект из-за творческих разногласий”. Поэтому Манселл выбрал путь полемики с режиссёром при помощи своего беспроигрышного аргумента — партитуры. Как результат, альбом рисует нам несколько иную картину, нежели показана в фильме. Композитором создан некий маяк для собственной фантазии слушателя: вот вам настроение, а картины пусть ваше сознание рисует. По стилю, заглавиям треков и смысловому наполнению саундтрек получился намного более «библейским», нежели фильм. Не в картинно-изобразительном, а содержательно-тематическом смысле передающий планетарный размах событий, отражённых в Книге Бытия. «Первый мститель: другая война» С каждым годом всё больше и больше в саундтреках к картинам жанра «экшн» наблюдается тенденция ухода от мелодической составляющей как таковой. Основанная на повторяющихся ритм-секциях, звуковая дорожка уже не радует ухо лейтмотивами, а всё больше усиливает динамику событий, включаясь, точно лампочка Павлова, в моменты перехода от пауз к дроблению зубов и дрыгоножествам. С одной стороны эта тенденция понятна: не за мелодическим роскошеством зритель на такие фильмы идёт. С другой — обидно за это нарочитое самоограничение в средствах выразительности. С мелодии не убудет, а слушателю приятно. Генри Джекман в похождениях «Мстителей» до сей поры участия не принимал, но во многих больших проектах уже засветился: и Людей Икс в первый класс отправлял, и на вампиров с президентом охотился, и «Пипец» устроил, причём дважды. В принципе, как композитор он в основном продлевает стилевые традиции универсала Алана Сильвестри, только вот красок в арсенале у него поменьше. Живописная партитура Сильвестри сменилась на более графическую, лапидарную в средствах выражения и от этого слегка потерявшую очарование. Претензий к звукоряду «Первого мстителя» никаких нет, да и быть не может, учитывая специфику жанра. Где надо, пульсируют скрипки, где надо — рявкают тромбоны, и через всё это красной нитью проходит дробь «Стратокастера». Достойно дополняющий картинку, саундтрек и в отрыве от неё слушается хоть и немного однообразно, но весьма бодро. Но только наполовину. Потому что звуковой материал другой половины дорожек — это звуковые эффекты синтезаторных библиотек, которые в фильме, может, и к месту, но в альбоме никакой реакции, кроме испуга, не вызывают. Если совсем лаконично — альбом «борозды не испортил, но и глубоко не вспахал».
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2014/06/11/soundtrack.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "САУНДТРЕК"
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() все фильмы: рецензии и трейлеры
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 25 февраля, пятница
![]() ![]() 23 февраля, среда
![]() ![]() 22 февраля, вторник
![]() ![]() 21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... ![]() 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... ![]()
Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
![]()
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|
|