Видеоподкаст «Мы ругаем» #21: «Падение Луны»

68 Венецианский фестиваль: Желание

Зара АБДУЛЛАЕВА, 12 сентября 2011

Никто не ожидал, что Даррен Аронофски не заметит в конкурсной программе звёздный десант американских режиссёров. Все они, за исключением Клуни с политическим триллером «Мартовские иды», пребывают уже не в лучшей форме. То ли возраст, усталость мешают, то ли совсем нечего сказать.

4:44: Последний день

Тодд Солондз, так и не доросший до репутации Вуди Аллена, снимает практически ситком — «Тёмную лошадку», в которой инфантильный тридцатилетний герой хранит в своей комнате игрушки и пребывает в детских мечтаниях. Всё может быть, только очень не смешно. Абель Феррара валяет дурака с серьёзной миной в фильме «4:44. Последний день на земле», предназначенном скорее не для фестиваля, а для домашнего употребления. В кругу друзей. Герой Виллема Дефо, самовлюбленный актёр, вместе с любовницей-художницей ждут в нью-йоркской квартире объявленного по телеку конца света, который должен наступить на рассвете. А пока что отчаянно занимаются сексом, ссорятся, слушают новости и речь Далай-ламы, вещаюшего про ответственность человека за окружающую среду. Простенький сюжет нагружается модным «пророчеством»; его Феррара нахально эксплуатирует, поскольку пуст, как пробка.

Бог резни

Уильям Фридкин после долгого молчания сподобился на картину «Убийца Джо», в которой киллер, нанятый замочить мамашу семейства и наркоманку, чтобы получить деньги за страховку, доводит её отпрысков до уничтожения друг друга. Средний жанровый фильм конкурс не украсил.

Роман Полански прикипел к пьесе Ясмины Реза «Бог резни» и сделал по сути телефильм в надежде на призы блестящим актёрам — Джоди Фостер, Джону Рейли, Кристофу Вальцу и Кейт Уинслет. Увы. Хотя они с большим антрепризным старанием отработали маски персонажей, а также показали их потаённые страсти, фобии, неприглядные черты характеров. Чистая развлекуха на сюжет о том, как мальчика одной парочки стукнул палкой, выбив зуб, сын других нью-йоркеров. Родители решили помириться, но их встреча разрослась в «резню» неожиданных амбиций и комплексов. Смотреть можно, но лучше, опять же, на диване у телевизора.

Опасный метод

Дэвид Кроненберг и вовсе отказался от радикализма, за что мы его так любили, и озаботился костюмной драмой «Опасный метод» об отношениях Юнга, Фрейда и Сабины Шпильрайн, еврейки из России, страдающей истерией, но исцелённой Юнгом. Кира Найтли играет до неприличия профнепригодно. Зато зрители были просвещены о больших способностях её героини, практиковавшей психоанализ в России и даже способствующей научным открытиям самого Фрейда и Юнга, чьей любовницей, а не только пациенткой она была.

На этом фоне «Фауст» Александра Сокурова возвышался, как бы ни относиться к его фильму на уровне «нравится — не нравится», вроде Гулливера среди карликов. Это совершенно отдельное кино было воспринято в Венеции как образчик высокого, давно невозможного на экране искусства. Немецкий язык, немецкие актёры, немецкий дух, немецкая живопись, немецкие архетипы сосуществуют здесь в сложном комплексе идей и визуальной образной мощи.

Фауст

А трактовка Мефистофеля, превращённого из инфернального соблазнителя в ростовщика и фрика, пробуждающего в Фаусте тёмные властные силы, даже вызвала живой интерес. Бедняк доктор Фауст одержим в этой картине не жаждой познания, но природным практицизмом. Рационалист (действие фильма происходит в ХIХ веке), он идёт, расправившись за ненадобностью с мелким бесом, по дороге, испещрённой исландскими гейзерами, ввысь и вдаль — навстречу нашим временам, где правит бал цинизм и неонеоварварство.

В каморке молодого, революционно настроенного режиссёра — героя лучшего фильма венецианского фестиваля «Стоп. Снято» ("Cut") Амира Надери, открывавшего программу «Горизонты», висит среди портретов великих авторов и фото Сокурова. Амир Надери, лет сорок назад прибывший из Ирана в Нью-Йорк, где снимает свои несравненные картины — кумир синефилов. Каждый из его героев непременно одержим какой-то испепеляющей идеей, страстью. Новый фильм он снимает в Японии, одержимый любовью к японскому кино. А его одержимый искусством герой орёт на улице в мегафон о засилье коммерции, подменившей настоящие фильмы. Но потоки токийских граждан не внемлют его голосу и текут мимо. Он находит успокоение на могилах Куросавы, Одзу, Мидзогути, куда направляется, чтобы не сойти с ума, и показывает любителям кино классические ленты у себя дома.

Однажды к нему наведываются бандиты, убившие его брата за неуплаченный долг. Счётчик щелкает. Долг надо вернуть. Денег, естественно, нет. Режиссёр, мечтающий снять первый фильм, решает себя испытать. Он отдаёт свое тщедушное тело на растерзание — ежедневное избиение бандитами, которые платят за такое «жанровое» удовольствие, за участие в зрелищном спектакле. Плата за сеансы идёт на погашение долга. Бедолага уже на последнем издыхании. Но чтобы расплатиться, надо выдержать ещё сто ударов. У него идея: если при каждом ударе он будет вспоминать по любимому фильму, то, возможно, одолеет свою физику силой духа. Самурайское кино. Сотка не подвела. Рассчитавшись, он тут же залезает в новый долг. Но для того, чтобы снять, наконец, своё кино, ставка которого больше, чем жизнь. Такова мотивация быть режиссёром, а не успешным профи.

Стыд

А лучшим фильмом конкурса стал «Стыд» (приз ФИПРЕССИ) Стива Маккуина, известного британского художника, который прославился дебютным «Голодом» («Золотая камера» в Канне). В двух фильмах Маккуина протагонистов играет Майкл Фассбендер, набравший очки на получение статуса первого актёра поколения тридцатилетних (венецианский кубок Вольпи «За лучшую мужскую роль»). После политзаключённого, истязавшего своё тело в тюрьме голодовкой во имя свободы, он сыграл в «Стыде» менеджера, измученного запросами своей плоти. Вторым героем этого фильма стал Нью-Йорк, снятый Маккуином нежно, жёстко, отстранённо. Как вечный и — вечно современный город, по барам, борделям, улицам которого носится Брендон, названный так в честь Марлона Брандо.

Если Маккуин станет для Фассбендера таким же заботливым крёстным отцом, каким был Скорсезе для Де Ниро, место в истории кино британскому актёру обеспечено. Недаром в «Стыд» Маккуин запускает шлягер «Нью-Йорк, Нью-Йорк», аранжированный в блюз, который поёт сестра Брендона, достававшая его навязчивым желанием родственной опеки. Когда этот нецеломудренный и застенчивый everyman слушает долгую песню, по лицу его текут слёзы. Не только эффектное, но человеческое несентиментальное кино, несмотря на якобы уступки мейнстриму вроде попытки самоубийства взбалмошной сестры героя или баховских «Гольдберг-вариаций» в исполнении Глена Гульда, придающих этому фильму совершенный математический ритм.

68 Венецианский фестиваль

Остальные фильмы конкурса, включая призёров, представляли собой более или менее ординарный плод усилий отборщиков урожая текущего года. Стоило бы, однако, упомянуть оригинальный замысел Йоргаса Лантимоса — режиссёра «Альп» (приз за сценарий), чей дебют в Канне («Клык») вызвал большое оживление в арт-тусовке. На сей раз он придумал на первый взгляд искусственную интригу — члены подпольной фирмы нанимаются к родственникам умерших, чтобы исполнить роли этих самых почивших людей и тем самым скрасить, утеплить померкшую жизнь их близких. За гонорар, само собой. Но снято это «представление» так достоверно и в таком естественном режиме, что абсурдизм самих правил игры невольно улетучивается. К тому же подмена реальности желанной иллюзией всё-таки терпит крах, оставляя драму жизни совершенно безутешной.


Запостить в ЖЖ Добавить на Вконтакте Запостить в Li.ru Затвиттить Поделиться на Одноклассниках Добавить на Facebook
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2011/09/12/venice.shtml
Поиск по Кинокадру:   

Базз ЛайтерМир Юрского периода 3: ГосподствоМиньоны: ГрювитацияВоландDC Лига СуперпитомцыЧёрный АдамТоп Ган 2: Мэверик

Написать отзыв:
Псевдоним
Заголовок
Сообщение:
 

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте >

Обзор » Венеция-2016: Война Зара АБДУЛЛАЕВА
Рецензии в рубрике "ФЕСТИВАЛИ"
ММКФ-2011: «Артист», «Буря» и семейные ценности


ММКФ-2011: «Артист», «Буря» и семейные ценности

Роман КОРНЕЕВ, Роман КУЛАНИН

Как обычно, под финал уже никто не помнит про конкурс, и кто там кого победил и какие бронзулетки получил — в общем уже и неважно, пусть об этом жюри думает, на то оно и жюри. Столичные киноманы пытаются урвать последние порции своего профессионального счастья, мы же спешим поделиться этим счастьем с теми, кто этого не сумел или не имел такой возможности вовсе. Итак, завершающий обзор фестивальных программ 33 Московского международного кинофестиваля.


ММКФ-2011: секс, танцы, курорты и расчленёнка


ММКФ-2011: секс, танцы, курорты и расчленёнка

Роман КУЛАНИН, Роман КОРНЕЕВ

После бурного старта Московский международный кинофестиваль вынужденно сбавил обороты, да и зрители переключились кто куда - кто на законспирированного в «Дом кино» Звягинцева, кто на полные азиатской, да и всякой прочей клубнички тематические программы, а между тем даже в основном конкурсе всё ещё можно было набрать себе в лукошко спелых киноягодок. Впереди же, в мареве внезапно обрушившейся на Москву тропической духоты, уже маячит финал с его столь же зелёной ковровой дорожкой и списком победителей.


ММКФ-2011: Лобан, Зельдович и вокруг света


ММКФ-2011: Лобан, Зельдович и вокруг света

Роман КОРНЕЕВ, Роман КУЛАНИН

Несмотря на беспрецедентный бардак с организацией — внезапными объявлениями в последний момент и прочими многочасовыми очередями на аккредитацию — фестиваль стартовал буквально с места в карьер, имеются при этом в виду, конечно, не «Трансформеры 3» открытия, а непосредственно программы и даже, в кои-то веки, основной конкурс. Фестивальный блокнотик уже на две трети исчёркан под удивлённые взгляды на оставшуюся почти полную неделю — если всё уже показано, что же мы будем смотреть дальше?


Коломбиана: Колобок-колобок


«Коломбиана»:
Колобок-колобок

Роман КОРНЕЕВ

«Чего сымаем» не понимал на площадке никто, а в сценарии это также не было расписано. Ну и наснимали в итоге кто во что горазд. Там паркур, тут мутный художник, там колумбийская наркомафия, тут хитрый коп, а уж как надоела эта пресловутая орхидея! Персонажи мрут пачками, не удостаиваясь даже последнего осуждающего взгляда в глаза сценаристу. В целом же, что главное — скучно. Ну скучно и всё тут. Потому что вторично, потому что кашеобразно, потому что без огонька. Какой там «Леон» с его лиризмом. Отзывы: [9]


Джейн Эйр: Готический роман


«Джейн Эйр»:
Готический роман

Никита КОМАРОВ

Фильм слаб отнюдь не потому, что «вырезали», но потому, что всё, что осталось, откровенно хромает как цельное, самостоятельное произведение. В этом ничуть не виновата Васиковска, сыгравшая самую значительную пока роль в своей карьере, не виноват никто из остальных актёров, ни оператор, ни композитор, ни даже сам режиссёр. Именно сценарий подводит их всех — сокращённый, страдающий от всех проблем, от каких может страдать сценарий двухчасовой экранизации такой многогранной книги. Отзывы: [10]


Аполлон 18: Под лежачий камень


«Аполлон 18»:
Под лежачий камень

Гоша БЕРЛИНСКИЙ

Какими родными для нас стали персонажи «Монстро» и «Ведьмы», такими же чужими кажутся эти двое бедолаг не считая пилота. Вместо одноногих собачек в экстремальных ситуациях они становятся жертвами чудовищного идиотизма, набирающего обороты до тех пор, пока его не останавливают титры. Вместе с сюжетом разбивается вдребезги и хрупкая документальность, оставляя после себя пыль и недоумение, такое же бесконечное, как Вселенная. Сам же фильм так и остаётся булыжником. Отзывы: [12]


Челюсти 3D: Вставные акулы


«Челюсти 3D»:
Вставные акулы

Роман КОРНЕЕВ

Перед нами типичный пример, как жадность продюсеров, позарившихся на слишком молодняковую аудиторию с одной стороны, а также отсутствие хоть сколько-нибудь внятной истории с другой делают своё неизбежное дело. «Пираньи» были не только с сиськами, но они были смешными. А тут — от постоянного фэйспалма уже сводит шею, подростки же в кадре брольше похожи на игрушечного Кена, такие же кастрированные. А акулы, что акулы, торчат себе посреди экрана вставной челюстью, притянутые за уши и беззубые. Отзывы: [4]


Премьеры сентября: «Челюсти 3D», «Аполлон 18», «Коломбиана», «Джонни Инглиш 2», «Профессионал» и «Предел риска»


Премьеры сентября: «Челюсти 3D», «Аполлон 18», «Коломбиана», «Джонни Инглиш 2», «Профессионал» и «Предел риска»

Роман КОРНЕЕВ

Закончилось муторное и исполненное киноманской тоски лето, а значит, наступает пора осеннего жанрового раздолья, где лидеры сомнительны, а количество выходящих одновременно фильмов может достигать невероятных цифр. Будет тут и артхаус, и боевики класса B, и ужастики, и комедии, и мелодрамы. Всего же на сентябрь приходится целых пять календарных премьерных четвергов.


Пункт назначения 5: Все умрут, а я останусь


Пункт назначения 5:
Все умрут, а я останусь

Никита КОМАРОВ

Перед нами лучший фильм серии со времён оригинала. Роль в этом играет, конечно, многое — это и возвращение к зловещей атмосфере, которая, если приглядеться, вообще половина успеха. Это и мастерски поставленная открывающая катастрофа. Это и не хватающие звёзд с неба, но совершенно адекватные диалоги и актёрские работы. Это и, конечно, сами смерти — как в старые добрые времена, продуманные до последней детали, злые, жуткие и смешные, и вместе с завязкой занимающие минут по десять хронометража. Отзывы: [8]








25 февраля, пятница


23 февраля, среда


22 февраля, вторник


21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть...

20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...


Показать расписание фильма:


 



ежедневно
раз в неделю
      


Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики
"репортажные" триллеры
авторскую фантастику
инди-комедии
псевдодокументальное кино
другие жанры
нет, я смотрю только "большое" кино
результаты
Фильмы какого "нестудийного" жанра вы ждёте сильнее всего:
олдскул-боевики 20%
"репортажные" триллеры 6.2%
авторскую фантастику 43%
инди-комедии 6.4%
псевдодокументальное кино 5.4%
другие жанры 6.4%
нет, я смотрю только "большое" кино 13%



Кинокадр Новинки кино 2022 фильмы 2022 Афиша Рецензии Обновления Трейлеры
Будьте с Кинокадром в социальных сетях и не только! Я уже, закройте это
КиноКадр, всё о кино
   Новинки кино 2022   фильмы 2021   фильмы 2022   Афиша кино   Метрономикон  
 

 
2003-2022 © Кинокадр | Об издании | 16+ | Мятеж | Реклама