Пропущенные фильмы: малобюджетные герметические триллерыВ наше время экономического кризиса, а главное кризиса идей, главной фабрикой для юных гениев будущего коммерческого кинематографа служит жанр малобюджетного триллера, часто ограничивающегося тремя квадратными метрами декораций и полутора героями на площадке. Главное тут — не бюджет и не спецэффекты, главное — талант режиссёра и грамотно продуманная история, которая бы держала зрителя в тонусе на протяжении всего просмотра. Именно малобюджетным триллерам новой волны мы и посвящаем очередной выпуск нашей рубрики «пропущенные фильмы».
Роман Корнеев «Адский бункер» (“Outpost”), 2007 Тема зомбо-наци с некоторых пор начала бродить по Европе подобно призраку фашизма; мы уже как-то писали о плодах труда сумрачного скандинавского гения по имени Томми Виркола, чей «Мёртвый снег» вышел феноменальной укомедью в лучших жанровых традициях о живых мертвецах. Но ещё раньше сюжет был поднят не менее сумрачным британским гением Стивом Баркером, и в тот раз это вовсе не задумывалось комедией, а именно что вобрало в себя все признаки не только «Псов солдатов», но и малобюджетных герметических триллеров. Группа наёмников в поисках шального заработка бродит по территории условной восточноевропейской страны, по которой «красные идут грабят, белые идут грабят», и вот бравых воинов-интернационалистов (включая парня с нашивкой «спецназ» и фамилией Тактаров и героическим Рэем Стивенсоном во главе) подряжает мутный «геолог», коего геолога гоп-компания должна проводить в точку Бэ, после чего доставить тело обратно. В точке Бэ обнаруживается старый немецкий бункер, в углу которого свалены мёртвые тела, находят и одного живого с лицом Генерала из «Побега», после чего вокруг бункера начинает твориться всякая хрень. Интересно, что чистой воды зомби-история ни разу таковой не становится. Герои честно пытаются расколоть геолога, геолог пытается до последнего «работать на Компанию», невмиручие нацики появляются и исчезают в хронокластической инфундибуле, олдовая техника работает, нацистская хроника стрекочет, автоматы палят, верующие веруют, неверующие неверуют. Бункер же успешно играет одновременно роль локации и главного героя, постепенно освобождаясь от любителей шахмат, а взамест наполняясь любителями старины. Финал закономерен, но автора стоит похвалить за атмосферность, актёрскую игру и небанальное употребление мифа о «Филадельфийском эксперименте». Гоша Берлинский «Репортаж 1-2» (“Rec 1-2”), 2007 / 2009 У Плаза и Багалуэро вышло непредсказуемое — они переплюнули «Ведьму из Блэр», но это в мире заметили не сразу — благодаря почти одновременно стартовавшим ромеровским «Дневникам мертвецов» и мастерской рекламной кампании «Монстро». В небольшом жилом доме кто-то нажрался озверина, на месте оказались репортёры, истосковавшиеся по сенсациям, власти оцепили здание, выхода нет, мы все умрём. Режиссёры мучают и понарошку пугают актёров в каждой второй сцене, с особой щепетильностью придавая правдоподобности камерному аду. Погружение неминуемо. Ловкая, живая подача «Репортажа» бесцеремонно хватает за жабры, пускай действие не уходит за каноны зомби-муви. Актёры боятся, герои боятся, зрители боятся — сплошная паника по обе стороны экрана. Внезапные гримасы в кадре, истерики, оператор постепенно теряет твёрдость в руках, а миловидная репортёрша, заляпанная кровью и блуждающая в полной темноте, с отчаянной одержимостью повторяет «Снимай! Снимай всё! Ты это снял? Не выключай камеру! Снимай!». Кто бы подумал, но в голливудском римейке, «Карантине», под напором лоска и повсеместной отрепетированности, вся испанская естественность испарилась. Нет, фильм во многом дословный, та же лестница, тот же чердак, часто — буквальное копирование, чуть-чуть добавляются какие-то исключительно локальные моменты и лишь в финале полностью меняются причины происходящего — от лёгкой мистичности к более приземлённым амбреллам. Но паники нет, ощущение реальности погибло. Вместо по-настоящему живых персонажей — кучка безликих статистов, не до конца понимающих, чего от них хотят. Пускай они трижды будут Борисами-Бритвами и сёстрами сериальных маньяков. Оператор уверенно снимает, что нужно и как — вплоть до той степени, что документальность, а с ней и страх, исчезает вовсе. Никто не кричит в кульминационный момент, в полном одиночестве, «Не выключай чёртову камеру!», какая-то любительская постановка хрестоматийной пьесы, в которой никто никому не верит, но зато по буквам. И пускай прокат римейка прошёл относительно успешно, сиквела не видать. По той простой причине, что Плаза и Багалуэро в продолжении «Репортажа» прям с порога устроили виртуозный разворот-поровот. Оставленные в финале мистические задатки развились в нечто неожиданное, слегка бредовое, но и логичное одновременно. Мертвецы забегали по потолку, зловеще захохотали басом и приручились к молитвам. А в знакомый дом заявился глазастый экзорцист из Ватикана, ищущий антидот для вируса одержимости дьяволом. Синопсис как диагноз, но, тем не менее, обошлось без бесконечных тирад на латыни, а зомби-муви плавно и без проблем превратилось в демон-муви. С изгнаниями, обменом тел и заколдованными комнатами. Ужаса это не прибавило, даже наоборот. И сценаристы мало того, что позабывали персонажей в ванной, ещё и написали что-то предсказуемое. Но, чёрт, камеры запечатлевают это столь естественно, непринужденно, что верится. Такой вот маленький, но ключевой нюанс, о котором принято забывать. Надежда Заварова «Экзамен» (“Exam”), 2009 А Хичкоку бы понравилось. И в первую очередь потому, что Хазелдин выдержал экзамен перед собственным замыслом. Безграничность проявлений человеческой натуры особенно остро обнаруживается в ограниченном, замкнутом пространстве. Режиссёру удалось создать в кадре ощущение неизбежности преступления, которое ещё не совершено, но в нём уже все виновны. Ты виновен не потому, что твоя вина доказана, а потому, что она предрешена. Место преступления и жертва не имеют значения. Мотив — твоё нутро. Вы возразите, что мотив — это «работа мечты», но это ложный след. И вообще никогда не доверяйте таглайнам — больше них врут только трейлеры. Всё скрыто в человеке — именно эта моральная шарада занимает Хазелдина, она — ядро его сценария и движущая сила его фильма. А все эти сценарные метания между «работой, ради которой можно умереть» и «работой, ради которой стоит жить» — не более чем уловки, позволяющие выдерживать стройность повествования, не лишая его напряжённости. Это сценарные мотивации для зрителей, чтобы те, особо не отвлекаясь на причины и следствия, погрузились в камерный ад поиска очевидного в непонятном. А ещё Хичкоку понравилось бы лукавство Хазелдина, который в сценарии ловко пользуется любимыми понятиями Хича, но делает это весьма своеобразно, скрывая одно под маской другого. Пока ищешь вопрос и ответ на него — это тайна, как только найдёшь — Макгаффин. А если вспомнить, что «Экзамен» — полнометражный дебют режиссёра, можно только порадоваться тому, с каким умением и хладнокровием Хазелдин остужает кровь зрителей, накаляя эмоции в кадре. В современном кино, где всё упрощено до такой степени, что нередко рассчитано лишь на эмоциональную и инстинктивную реакцию публики, подобный интеллектуальный триллер — приятная неожиданность. Когда же Хазелдин снимет новый фильм? Время пошло, Стюарт. В конце концов, «Как далеко вы готовы пойти, чтобы получить лучшую в мире работу?»
начало статьи » читать дальше
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2010/11/14/lostfilms.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ПРОПУЩЕННЫЕ ФИЛЬМЫ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|