Манга:Манга: Особенности национального хентая«Манга», 2005 Когда размышляешь, как же охарактеризовать этот фильм, перебираешь в голове образы, сцены, кадры, нюансы, пытаешься нащупать тот самый ёмкий штрих, который бы одним словом сразу настраивал читателя-зрителя на нужный лад — ничего не получается, пока находишься в рамках темы кино и думаешь на её языке. К этой теме мы ещё вернёмся — и порассуждать есть о чём, и посмаковать, и посетовать. Но вот того самого нужного слова — нет, как ни ищи. Помощь приходит неожиданно — мимоходом брошенный взгляд на толкование термина «манга» создателями фильма — это модное слово «манга» — и вот оно, прозрение, настигло.
«Манга» — это модное кино. Безусловно модное кино, всей своей сутью, всем своим духом. Это определение так подходит фильму, так органично и созвучно ему эстетически и семантически, что кажется — в этом и есть предназначение фильма, его сверхсмысл. «Модное» не надо понимать буквально. Да, фильм основан на современной эстетике, визуальной, музыкальной, содержательной. Жизнь мегаполиса, ритм времени, дорогие машины, интерьеры, аутентичные подростки, вкрапления аниме в конце концов — фильм позиционируется как кино о молодых и для молодых. Но быть в современном контексте — ещё не значит «быть модным». В «Манге» же современность граничит с некоей футуристичностью, которая по сути своей есть тема куда более призрачная, неуловимая, тонкая. И вот это состояние на грани — уже ближе к истинному значению так цепко ухваченного нами слова. «Манга» — модное кино и в том, насколько тонко оно транслирует философские тенденции в современном искусстве. «Манга» — это живой пример того нового искусства, которое приходит на смену ушедшей эпохе постмодернизма. «Манга» — на удивление доброе кино, щадящее. Никакого сарказма, никакой злой иронии, никакой чрезмерной шифрованности и сквозной цитируемости. Напротив — всё рассчитано на открытость и непосредственность реакции, на незамутнённость восприятия, на наивность, если хотите. Об этом говорит и авторский мессаж, заключенный в эпизоде, где герой фильма Алик движется к некоей подобной философии, сочиняя текст о животных, которые инстинктивны и не страдают дурацкой рефлексией. На смену замороченному постмодернизму приходит простота и естественность ощущений. Некоторые называют это постинтеллектуализмом. Образцом такого кино можно назвать, к примеру, «Амели». Общая черта у этих двух содержательно и визуально различных работ — в том, к какому зрительскому восприятию они располагают. И ещё в том, что оба фильма — эстетствующие фантазии с комедийным оттенком, начисто лишенные при этом какого бы то ни было навязшего на зубах стёба. Всё вышесказанное проливает свет и на смысловую, моралистическую сторону фильма. Без понимания этого зрителя непременно будет мучить вопрос — а что хотел сказать автор, а как он относится к тому, что показал в своей картине, а какая мораль? Ведь в фильме есть драма, но на ней удивительным образом не акцентируются, не заостряются, ведут повествование мягко как-то, ненавязчиво, исподволь. Не добавляют ни трагизма, ни ясности происходящему. На пресс-конференции со съёмочной группой прозвучало предположение, что герои фильма бесчувственны, поэтому сами не понимают, что с ними происходит, и зритель не понимает тоже. А ведь можно настроиться на атмосферу фильма и попытаться быть проще, непосредственнее, как персонажи на экране. Чем не смысл картины — в попытке донести до зрителя такое мироощущение. Словом, складывается впечатление, что смысловая нагрузка фильма относится скорее к проблематике восприятия современного искусства, современного мира вообще, чем к некоей конкретной изображенной в фильме жизненной ситуации. А ведь «Манга» — пример кино подчеркнуто дизайнерского, визуального, эстетически выверенного. По большому счету у него могло и не быть особенного смысла, кроме экспериментов с визуальным рядом. Впечатляющи получились их результаты или нет — судить каждому в отдельности, но вот что касается дизайнерского отношения к производимому продукту — тут стоит несколько слов сказать особо. Дизайнерский подход, если он в картине есть, отражается отнюдь не только на построении визуального ряда. Дизайн — это мировоззрение. Это стремление всё приводить к гармонии, завершённости и балансу. И таким взглядом на мир насквозь пропитана «Манга». В этом фильме дизайнерски выстроен прежде всего сам концепт. Все эти пляски вокруг иероглифов. Все эти японские комиксы. Весь этот сюжет как стильный паззл. Даже мотто, и то подчинено законам эстетического восприятия мира, слова, фразы. «Одному молодому подонку показалось, что он влюбился в девушку с рекламного щита. Одной симпатичной девушке показалось, что она невольно стала персонажем мрачного комикса. Одному рефлексивному типу показалось, что он должен спасти девушку, ставшую жертвой загадочных обстоятельств». Наконец имена главных героев в картине — Алиса, Киви, Алик — и те подобраны так, чтобы услаждать специальные струнки души, отвечающие за восприятие эфемерных эстетических ритмов. Если говорить о жанровой стилистике, то, разумеется, такое произведение просто обязано вырываться из всех возможных рамок и создавать собственное жанровое направление. Вопросы о том, достанет ли у него на это силы, остаются не поднятыми, потому что в этом деле «Манге» уже помогли. Последние отечественные эксперименты в кинематографе породили такой уже утвердившийся в народе термин как «очень странное кино». Удачно ввели его в обиход создатели «Ночного продавца». Никаких параллелей — там адаптированный трэш, здесь местами откровенный гламур, там ставка на звёздный актёрский состав и камео, здесь — на молодых непрофессиональных актёров. Но обе работы смело экспериментируют — с жанром, стилистикой, темой. И этим своим новаторством выходят за рамки привычных стилей и загадочно именуются «очень странным кино». Интригуют и правильно делают. И напоследок всё же хочется, очень хочется с чем-то сравнить этот фильм. Ну новаторство, ну эксперимент, но какой-то переработанный опыт должен проглядывать. В дебютных работах всегда ну хоть краешком уха должен улавливаться опыт предшественников. И это не недостаток, так и должно быть, главное, чтобы он был конструктивно переварен в свой собственный продукт. И потенциальному зрителю всегда хочется знать, на что это ну хоть вот столечко похоже. А сбитая с толку память на ум приводит только один фильм. Том Тыквер, «Беги, Лола, беги». Ведь есть что-то общее, и по духу, и по техническим приемам. Пусть сходство не настолько очевидное, но лежит оно где-то в интуитивно ключевой плоскости, а потому умножается на соответствующий весовой коэффициент. Станет ли «Манга» знаковым фильмом, как «Беги, Лола, беги» стал один из символов молодого немецкого кино — вопрос, конечно, слишком пафосный. Но что-то интригующее в этом, безусловно, есть. Смотрите в кинотеатрах с 26 мая. Мнения известных кинематографистов о фильме «Манга» Константин Мурзенко, режиссёр, сценарист, актёр («Брат-2», «Апрель», «Мама не горюй» и др.): «Очень интересный фильм. Очень мягкий, вкрадчивый такой и принципиально нового типа. Я посмотрел его 2 недели назад и всё время вспоминаю пытаюсь разобраться со многими идеями, с ним связанными. Пока не разобрался, но когда фильм вызывает вот такое вот умственное томление, это очень здорово. Я это очень ценю. Я очень признателен авторам, потому что когда занимаешься кино профессионально, редко удается почувствовать себя просто зрителем. И, конечно, прекрасно сделан звук. Про картинку-то и так все понятно, а мне впервые понравилось, как в русской картине сделан Dolby Digital». Владимир Хотиненко, кинорежиссёр («Гибель Империи», «72 метра» и др.): «Мне понравилось. Очень. И дело даже не в том, что понравилось я считаю этот фильм совершенно самодостаточным, самостоятельным и совершенно замечательным произведением. Не без ошибок, конечно, к сожалению (в некоторых местах), но в любом случае это очень-очень-очень интересно и очень индивидуально». Владимир Мирзоев, театральный режиссёр: «Оппоненты фильма скажут: "Это примитивный сценарий с недоразвитым сюжетом, невнятными персонажами, с которыми ни один нормальный зритель не захочет отождествляться. Изобретательная, дерзкая работа оператора вынуждает нас все время помнить о присутствии камеры, а следовательно режиссуры, а следовательно это кино сродни актуальному (читай: невысокому)искусству". Кинокритик скажет: "Это что-то в духе Годара, высоколобый примитив, народу это не нужно. Вот если б весь народ был таким же умным, как я, ну и так далее". Теперь моё скромное мнение: "Разве мы не живём в стране, где отсутствует ясный сюжет? Судьба нашего отечества туманна, как и судьба каждого из нас. Есть ли логика или хотя бы тайный смысл в том, чтобы избивать до смерти приехавшего из Средней Азии ребенка, или продавать земли Китаю, или прокручивать в банках 60% военного бюджета? Не трудитесь не найдёте ни смысла, ни логики. Одни "беспорядочные картинки", из которых можно сложить, что угодно. Други мои, абсурд существования требует адекватного отображения. Нужно ведь как-то рассказать потомкам про нашу героическую эпоху». Алексей Герман-младший, кинорежиссёр («Последний поезд», «Гарпастум»): «Думаю, что это редкая для нашего кинематографа, очень личная и достаточно умная картина. Одно из её основных достоинств хотя их там много в том, что она о нас, о нашем поколении, об интеллигентных жителях достаточно неинтеллигентной Москвы. Это редкая по своей правдивости картина. Я ей верю, потому что сам встречал таких девочек и мальчиков, таких людей, как герой Хазизова. Я смотрел этот фильм и вспоминал что-то, узнавал какие-то ситуации. Мне картина этим понравилась». Джаник Файзиев, продюсер и режиссёр («Турецкий Гамбит» и др.): «Блестящая попытка осмыслить в образах современного кинематографа мировоззрение самой тревожной и любопытной части нашего общества тинейджеров». Михаил Брашинский, кинокритик, режиссёр и сценарист («Гололед»): «Очень современное зрелище, соединяющее в себе молодёжный драйв со зрелой проникновенностью чувства. Большая и долгожданная редкость».
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2005/05/26/manga.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "КИНО-КОМИКС"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|