Ну, наконец-то. Появления нашего глубокоуважаемого Нео, сурового супермена, который ни за что не наденет голубое трико, чтобы просто так скакать по крышам, нашего мрачного готичного парня с импозантной физиономией, который вечно попадает в разные передряги — ждали, конечно, Киану Ривза в главной роли, потому как скромные вторые планы в романтических моментах зрителя не устраивали ну никоим образом. А потому как где Нео, а где Киану, никто уже толком без Вачовских не разберёт, у нового проекта комикс-экранизации под любезным русскому уху названием «Константин» не было шанса не получить на выходе кучи сравнений и даже сверок с «Матрицей», а, кроме того, с прошлогодним ЧП-2, наличествующими в прокате триллер-хоррорами и вообще великим множеством других фильмов, к списку которых у нашего зрителя ещё присовокупился и «Ночной Дозор».
Многие ли фильмы выдержат столь разборчивое и многогранное внимание? Многие ли вообще могут похвастаться добротными результатами сеансов одновременной игры на трёх досках, причём в разом шашки, шахматы и «Чапаева»? От «Константина» моментально, ещё после выхода первого тизера, стали ждать очень многого. А потому с его появлением сначала в американском, а потом и в отечественном прокате, нетерпение ценителей творчества Киану Батьковича росло поистине неумеренными темпами. Оправдает или нет? Хотим фильму! Ведь случись какой обман — разозлённый фанат разгромит всё в пух и прах, закопает чью угодно карьеру по самое не балуйся. Страшновато было идти на этот фильм, провала наше сердце ценителей прекрасного трэшака не выдержало бы.
Одной из фишек предпоказа является специфический выбор роликов перед сеансом. На этот раз, по доброй традиции, перед показом «Константина» выдали ролик… «Константина». Новый, только из рук продюсеров. В сети его ещё не было, а потому посмотрели с интересом. Ну, а чего. Краткое содержание следующих серий, хехе. В хорошей шутке есть доля шутки.
Пока проходила церемония торжественного перехода к титрам, я всё вспоминал ту странную историю про то, как американский кинокритик назвал выходящий в этом году в их прокат «Ночной Дозор» «римейком Константина». И, как видно, не зря, потому как, если отбросить хронологическую нелогичность, буквально второй после эффектных изысков заставки кадр вынудил переполненный зал громко и заливисто засмеяться.
Судите сами. Славный мексиканский бомж с Копьём Судьбы, кипящий на газу чайник и жёлтая машина (жалко, не грузовая) под окнами на фоне общего бардака и выноса святых настолько живо напомнила визуальное решение начала НД, что без смеха на это смотреть было нельзя. Шутка удалась ещё и потому, что дальнейшая аналогия Константин-Городецкий, к вящему нашему удовольствию, на этом втором кадре и закончилась.
Да, в мире есть силы Тьмы и силы Света, они могут играть людьми, как марионетками, но дальше всё иначе — проникнуть в наш мир они не могут, а потому за них тут шустрят Полукровки, а если кто не желает вытирать за собой ноги, тому поможет это сделать Константин, Джон Константин.
С помощью святой воды, разных паучков и амулетов, а также такой-то матери Константин по мере возможности искореняет всё подряд, за что его уважает клуб посвящённых и люто ненавидят гостинцы из Рая, Ада и прочая братия не от мира сего. Сам же Константин в свободное от борьбы время выкуривает по полторы пачки сигарет в день, по причине чего загибается от рака лёгких с приятной перспективой оказаться в аду, потому как… впрочем, это уже будет спойлер, не буду вам портить просмотр.
Классический рецепт построения комикса — есть герой, могущий всякое, есть разные Потусторонние, которые ему хамят в глаза, но за глаза — боятся, у него есть немного вспомоществования, как то водитель для Нео, лысый падре, а также боулинг для Константина и очкарика с оркестром. Местными силами от разных конфессий заправляет полукровка Гэбриел с крыльями и полукровка Бальтазар с хвостом. Кои, замыслив недоброе, сами того не ведая, сводят вместе Джона Константина, экзорциста по призванию и женщину-полицейского, по призванию медиума.
Ну, а там, где двое, там… нет, любовей в этом фильме не будет. А будет драка. Константин сбегает в ад и обратно, мамзель тоже не останется безучастной, а уж когда всё совсем заверте, там и сказке конец.
Понимаете ли, окромя отличных, втемных и местами действительно свежих компьютерных эффектов, а также разного рода мрачных картин и буйства стихий (бурю в ванной зрителю анонсировали ещё в ролике), «Константин» обладает чем-то неуловимым, что отличает проходные блохбастеры от картин, пусть не заработающих многия прибыли, но останущихся впредь отдельностоящим явлением в мире жанрового кино. Мало ли мы видели фильмов, где проводилась нетривиальная мысль про «добро ничем не лучше зла, а временами и хуже», мало ли было зеленоватого матричного кафеля, кошек на нём, экзорцистов и догм. Не в элементах конструкции дело, а в герое. Пока не покажется интересный зрителю в меру картонный, в меру весёлый, в меру циничный и обязательно не отступающий ни перед чем герой — спецэффекты и изыски сюжета никому не нужны. В «Константине» такой герой — есть.
Он бегает, прыгает, видимо глазу загибается от «этих самых проклятых сигарет», но закуривает каждый раз — как ковбой, по способности же небольшой паузой, минимальным напряжением мимики снять пафос он может заткнуть за пояс кого угодно, а уж в обращении с Дурой он может дать известную фору даже Уэсли Снайпсу. Всем хорош наш герой, он получился, вы не поверите, даже лучше мистера Андерсона, хотя ещё вчера я бы ни за что не подумал, что такое возможно.
На фоне сего славного персонажа все эти дохнущие коровы, бьющиеся о зеркала демоны, циничные ангелочки и прочие байки из склепа во главе с самым главным, о котором — ни-ни, начинают жить и играть приятными тусклыми красками небытия. Да и спецэффекты с компьютерными красотами не дают даже единого повода разводить какую-то критику. Кино и есть кино, на все сто отработавшее бюджет, и главную часть взял на себя, как обычно, мистер Ривз. На его фоне даже глуповатая барышня (вот бы куда Кэрри Энн Мосс, вот бы все посмеялись) не бесит, сгодится и такая, лишь бы шоу маст гоу он.
Нет, наверное, не всем понравится — кто-то не слезет с темы сходства с «Дозором», кто-то поморщится на комиксовые красоты, кто-то кивнёт на то, что братам Вачовским надо бы уже патентовать свою серо-зелёную гамму и брать за это деньги, кто-то припомнит Гэбриэл — вылитую Галадриель, а кто-то не сможет простить финала.
Мне всё это показалось простительным, а некоторые «минусы» я бы и в плюсы записал — потому что всё равно, так или иначе, оно было сделано к месту, а без такого финала («я акционер») вообще видать фильму рейтинг NC-17, что уже ни в какие ворота. Я ещё и не такое бы стерпел ради такого славного сатаны, ради распадающегося в пламени логотипа братьев Ворнеров, ради прыжка Константина в багровые небеса, ради старого доброго слоу-мо, которе нынче кто только не пользует, но которое рядом с Киану Ривзом смотрится ну совсем, совсем по-другому. И ради такого юмора, нашего, чёрного, готичного, я бы тоже стерпел ой как многое. Терпеть не пришлось, всё оказалось славно. И это уже — праздник.
Нет, действительно, хочется продолжения. И переводчиков убить не хочется, разве что ту тётеньку, что голосила за главную женскую партию. Музыку же хочется уже прямо сейчас, дайте две. Мне выдали на-гора то, что обещали. Так и надо поступать. До встречи в кино.
PS: Кто ещё только собирается посетить сеанс, предупреждаю не уходите до окончания титров, там терпеливых ждёт уже привычный нонче сюрприз в виде дополнительной сцены.
Существует чип, вшиваемый ещё не родившемуся ребёнку, который призван записывать всё, что увидит или услышит человек в своей жизни, дабы уже после смерти, пройдя «гильотину» и будучи смонтированными в полуторачасовой фильм, эти воспоминания остались как прощальный привет с того света для родных и близких покойного. Таков концепт. На этот фон можно было нанизать и боевик в стиле «Особого мнения». Можно было развести мрачный психологический хоррор. Авторы пошли по стопам Рэя Брэдбери
Стилистика классических киносерий на поверку оказалась нетронутой, как будто Чужие и Хищники так и родились в одной Вселенной. Шипят, прыгая на горло жертве, паразиты Чужих, без страха бросаются в бой Хищники, скрипят когти по железной скорлупе, шипят капли кислоты, появляются из ниоткуда невидимки, сверкают клинки, мелькают красные циферки, льётся зелёная кровь, всё несётся, грохочет, пронизанное энергией концентрированной агрессии
То, что мы называем ретрофантастикой, есть квинтэссенция лёгких страхов посреди безоблачно светлого будущего, отдельных недостатков в виде безумных учёных на фоне учёных вполне себе разумных. Слова «постмодернизм» ещё не изобрели, романтическими профессиями были журналист, лётчик и учёный. Вся эта стилистически отточенная неполнота мироздания и легла в основу волшебного ретрофантастического кино по имени «Небесный капитан и мир будущего»
Как кинематографу вполне авторскому и кинематографу отечественному, только стремящемуся к голливудским стандартам удалось побороть на чужом поле главных игроков рынка коммерческой музыки к фильмам, читайте в нашем обзоре. Рассмотрим музыкальные дорожки картин «2046» Вонга Кар-Вая, «5x2» Франсуа Озона, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева и вспомним несколько ещё не менее интересных творений музыкального искусства.
Есть в фильме режиссёра Ренни Харлина (не последний нынче человек) всё, что нужно. Видим мы проверенный набор операторских, монтажных, осветительных и звуковых решений, присущих жанру. И даже остался простор для некоторого творческого начала ака излишеств. У героев, оказывается, может быть прошлое. А ещё, вся эта сверхъестественная происходящая на экране муть, оказывается, может быть уложена в некое подобие логической цепочки. Так почему же снова провал в прокате?
Одна сцена нанизывается на другую, всё это под отличную, мощную музыку, повествование получается такой насыщенности, что за считанные часы, проведённые в зале, зритель получает словно два, три фильма кряду. Про пожилого тренера, про карельскую берёзу, про говорящего попугая, про бокс, про преступление и наказание, про наркомафию и убийство, про любовь и дружбу, про бескорыстную помощь и скромную, но эффектную месть.
В теме «про роботов» настал черёд и мультфильма, детского, юмористического, разнузданно антропоморфного, красочного и наивного, трёхмерно-компьютерного, в лучших традициях времени. Роботы как повод хорошо посмеяться, повод рассказать красочную сказку для маленьких зрителей, повод блеснуть не техникой (на фоне очередной «сотни тысяч шерстинок» нарочито геометрические формы вряд ли кого сильно удивят), но мастерством работы с пространством, дизайном, стилизацией, светотенью.
Привычные интонации взаимоотношений полицейского со своей семьёй, старый знакомый образ, несколько освежаемый отличной бородой в начале фильма, проблема ошибки прошлого. Брюс Уиллис разговаривает по телефону с захватившими заложников, Брюс Уиллис идёт в свете прожекторов, натянув на лысину хэбешный капюшон, Брюс Уиллис стреляет с двух рук. Как там зовут героя? Джеф Телли? Нет уж, его зовут Брюс, Брюс Уиллис. Помните персонажа «Двенадцати друзей Оушена»? Вот это он и есть, когда не придуривается.
Наблюдаю я, уважаемые господа и дамы, некоторое затишье на фронтах войн живых мертвецов с оборотнями всех мастей. Режиссёры да продюсеры трэшово-триллерно-хоррорного уголка шовинизма под названием Голливуд всё больше ходят квёлые и бормочут себе под нос — тема мол исписалась, новое что-то сказать сложно, в конце концов, зритель, как тот Ивашка из Дворца пионеров, разучился грамотно пугаться небывальщине и вообще норовит обойти в означенном цинизме любого киношника. Гляди, как покойники стреляют!