Они всегда находятся где-то рядом. Они незаметны и безопасны на вид. Встреча с ними не предвещает беды, а, главное, внимание, Их Любят Дети! Это прямая дорога в ад. К потере нашего будущего. И этой планете осталось недолго. Скоро она окажется под гнётом бурундуков.
Собственно, она уже почти под их гнётом. Славу богу, бурундуков не настоящих, а мультяшно-музыкальных, очень симпатичных, бесцеремонных и весьма напористых. С тех пор, как в далеком 58 году, по радио прозвучала «рождественская песня бурундуков», стало ясно, что олени, Санта и эльфы, больше не монопольные владельцы душ послушных детей, и не законодатели мод новогодних праздников. Триумф бурундуков был предопределён.
С тех пор, было продано 43 миллиона копий аудио-альбомов, получено несколько премий «Грэмми», поставлен анимационный телесериал, выпущено популярное субботнее шоу, а декламация с помощью порции гелия стала самой убойной шуткой на мировой эстраде, идущей сразу после выяснения вопроса, кто же находится на базе. Но этого всего бурундукам оказалось явно мало: они замахнулись еще и на полнометражный фильм. И это им удалось. С помощью автора второй серии про полнометражного кота Гарфильда, режиссёра Тимма Хилла.
Сценарий возвращает нас к истокам будущего триумфа. Итак, неудачливый композитор-песенник Дэйв безуспешно пытается найти своё место в мире профессиональной музыки. Не спасает ничто: ни талант, ни обаяние, ни даже связи в шоу-бизнесе в виде однокашника Яна, исполнительного директора звукозаписывающей студии «Джетрекордз». Дела Дэйва идут так плохо, что его покидает девушка, усомнившись в серьезности намерений музыканта-любителя. Вот тут и выясняется, что мало сочинить песню. Мало даже её спеть. Её надо исполнить дурными писклявыми голосами, желательно нечеловеческими. Ещё лучше конкретно бурундучьими.
Тут, как на счастье, волею обстоятельств, Дэйву как раз подворачивается трио лесных бурундучков детского возраста — Элвин, Саймон и Теодор. И всё складывается вроде бы удачно — моментальный успех, многочисленные записи, на очереди мировое турне… Но мир шоу-бизнеса так коварен.
Перед нами классическая рождественская история, со своей обязательной программой: семейные ценности, деликатный юмор, рождественские песенки. Собственно рождение одной из них и есть сюжет фильма. Однако режиссёр картины Тим Хилл демонстрирует ту же проблему, что сопровождала его и в фильме «Гарфильд 2»: непроработанность сюжета, поверхностность характеров, отсутствие настоящей драматургии.
К сожалению, почти ничто в фильме не говорит о 70-миллионом бюджете. Несмотря на то, что центром повествования являются злоключения бурундучат в крупной звукозаписывающей фирме «Джетрекордс», гламурного блеска шоу-бизнеса зритель не увидит. К сожалению, всё, что связано с песенной карьерой трио бурундуков показано очень схематично, скорее обозначено и не используется на полную катушку. Только песенки задорные.
В тени оказалась даже блестящая работа аниматоров, которая ничем не уступает, например, потенциальному номинанту на «Оскар»«Рататую». Ничем, кроме масштаба, и, увы, не подкреплена таким же сильным сюжетом.
И всё же, просмотр мультфильма нельзя назвать скучным занятием. Явно проигрывая в сценарии, Хилл берёт другим: он демонстрирует искусство настоящего мастера ситкома. И пусть фильм не складывается в какую-то захватывающую историю, отдельные его сцены сморятся очень живо, и по-настоящему смешны. Чего только стоит шутка, когда Элвин, вдохнув гелия из воздушного шарика, начинает говорить глубоким бархатным баритоном.
В общем, ситуация почти зеркально повторяет таковую же с «Би-муви», где дорогая начинка так и не оформилась в достойный продукт. Всё по отдельности вроде замечательно, а вместе… И всё же я не спешил бы оценивать «Элвина и бурундуков» как нечто пустое и бессмысленное.
Фильм явно спасает отсутствие пафоса, с которым выходила на экраны история о пчеле. Немудреные приключения трёх бурундучат не претендуют на вселенские истины. И пусть реплики главных героев порой обескураживают своей простотой, пусть они слишком часто повторяют слова «карьера», «работа» и «всё в порядке», есть вещи в фильме Тимма Хилла, на которые стоит обратить внимание.
В любой шутке доля шутки, как известно, невелика, остальное всё очень серьёзно. Так что уместно поговорить о серьёзном и нам. Мы привыкли превозносить нашу анимацию, Татарского и Норштейна, говорить о сокровищах духа, которые несут нашим счастливым деткам мегадуховные Чебурашка и кот Леопольд. Мы привыкли относиться к голливудским мультикам свысока. «Бездуховная жвачка» — это самое простое, чем мы можем наградить всех этих «Томов и Джерри», «Красавиц и Чудовищ», «Элвинов и бурундуков». А так ли уж мы правы?
Если бы у американцев были пресловутые «деймоны», материализованное «альтер-эго» в зверином воплощении, они несомненно, были бы бурундуками. Этот небольшой лесной грызун вовсе не случайно стал героем анимационных лент — именно бурундук как нельзя лучше отражает англо-саксонский элемент в характере американской нации.
Эти неприхотливые, хитроватые лесные жители не просто так были нарисованы художниками студии «Дисней» на бортах «Летающих Крепостей», направлявшихся бомбить заводы Крупа и Порше в 44 году. Так что не стоит смотреть на эту Голливудскую продукцию, так уже свысока. «Их» мультипликация, это их мультипликация, и что бы её понять, надо быть немного американцем.
Поэтому сдаётся мне, что перед нами мультик об американском характере. В «Элвине и бурундуках» обязательная для рождественской сказки «нравоучительная начинка» буквально подкрадывается к зрителю. Совершенно пустоватая в прологе история, с несколько угловатым сюжетом и схематичными характерами во второй половине фильма начинает обретать плоть и кровь, причём делает это крайне вкрадчиво и почти незаметно.
Рассказ про невероятных поющих зверушек, главной сутью которого является утверждение «песню можно пропищать» — вдруг превратился в рассказ о халтуре в шоу-бизнесе и о сакральном смысле слова «люблю». Мы любим не тех, кто нас забавляет. А тех, о ком заботимся.
Может быть, этого всего вы и не найдете в мультфильме. Может, этого там и нет. Не знаю. Но попробовать стоит, верно?
По мере разворачивания этого повествования, украшением которому и служат проанонсированные компьютерные красоты, где-то ближе к концу первого часа просмотра ты вдруг задумываешься о том, что иногда слишком много сюжета бывает вредно. Ну хорошо, вступление, знакомящее нас с главной героиней, ну пара пространных монологов, поясняющих раз от раза сюжетообразующие моменты, но под конец все эти стэндапы класса «а мы пойдём на север» изрядно дробят экранное действо, заставляя буквально ёрзать в кресле.Отзывы: [53]
Cтолкновение волшебного и реального получилось в фильме на редкость забавным: попытки петь серенады в Центральном Парке, битвы с рейсовыми автобусами, разговоры с телевизором — и все это с ясно узнаваемыми отсылками к классическим диснеевским реалиям: «Красавица и чудовище», «Белоснежка», «Русалочка»… Перечислять можно долго, главное даже не количество этих аллюзий, а их, так сказать, качество — на этот раз создатели беспощадны к самим себе и не боятся едкой иронии. А это не может не вызывать симпатию.Отзывы: [23]
По сути, самый тщательно продуманный, самый смешной и одновременно самый динамичный сиквенс во всём фильме нам показали в том самом отрывке, что есть в коллекции промо-видео «Би-муви». Всё остальное время мы сперва видим некий упрощённый вариант французского мультсериала «Стажёры», потом адаптированный вариант корпоративных «почти антиутопий» 90х, затем следует детская же мелодрама, попутно переходящая в судебную драму для самых маленьких.Отзывы: [12]
Удивительным образом получилось единственное, зато главное — было не только местами смешно, но поучительным образом Бекмамбетов сумел воссоздать на новый лад атмосферу главного советского фильма про заливную рыбу, которая как раз считалась невоссоздаваемой. То есть можно спорить, что вышло, а что нет, но вот римейк (а в данном случае ещё и сиквел) в самом исконном голливудском понимании этого слова — вышел настоящий. Равно как случился актёрский тандем Хабенский-Безруков, они одни тут не играют мебель.Отзывы: [211]
Буквально каждый кадр сводится к противоречивости и неоднозначности фигуры персонажа Дензела Вашингтона. Он не просто удачливый по причине своей полной беспринципности наркоторговец — он человек с размахом и устоями, он за порядок во всём. Он не просто был правой рукой своего прежнего босса — он его любил как отца и теперь чтит его память каждым своим словом и делом. Он не просто наживает деньги на чужой смерти — он семьянин, он любит мать, он выносит индейку к столу, он благодарит Господа за пищу.Отзывы: [19]
В общем и целом Болла можно в очередной раз поздравить, создана настоящая энциклопедия штампов «би-муви» со всего света. В фильме есть всё: ниндзи из китайских боевиков, скачущие по деревьям, потоки мелодраматических слёз обнимающихся родственников из индийских мелодрам, спецэффекты американского телевидения, откуда-то из 60-х, декорации и грим «Узбек-фильма». Есть ещё оригинальный монтаж самого Болла, в котором планы могут повторяться или мелькать совершенно случайным образом. Отзывы: [25]
Cказочные изобретения не играют в фильме заслуженной главной роли. Они служат лишь скромным фоном, на котором разворачиваются весьма незатейливые (чтобы не сказать — скучные) события фильма. Вместо того чтобы превратиться в полноправного героя истории, магазин игрушек остаётся иллюстрацией, изо всех сил пытающейся разукрасить бесцветный в своей банальности сюжет. Несчастная, буквально ломящаяся от чудес лавка не вовлекает героев в сказку, а лишь намекает на её существование. Волшебство теряет ореол таинственности и превращается в фокус.
Такое впечатление, что за основу сценария Хеджес взял брошюрку из серии «101 способ стать счастливым», потому что умом тут совсем ничего не понять. Как будто и этого ему показалось мало, и Хеджес уместил всё действие в один праздничный уикенд в загородном доме, где собралось невиданное количество родственников (бесконечные племянники и племянницы включены в комплект). Апофеозом этого мероприятия является импровизированный праздник, вроде тех, что можно видеть на детских утренниках во Дворцах культуры. Отзывы: [6]
Вся та параноидальная гигантомания, что накапливалась все три прошлые части, наконец выплеснулась в четвёртом эпизоде, смыв волной лихо закрученного сюжета все толки о вторичности и необязательности эпизодов «Пилы» в сценарном плане. И теперь — встречайте с распростёртыми объятиями: целый отряд персонажей, знакомый по прошлым частям; многие флэшбеки, как в уже известное прошлое героев, так и в новые глубины характеров; пересечение и наложение сюжетных линий друг на друга, далее везде.Отзывы: [16]