Золотой век:Золотой век: Всё могут короли«Золотой век» (“Elizabeth: The Golden Age”), 2007 В отличие от большинства сиквеллизаций голливудской кинопродукции, продолжение «Елизаветы» Шекара Капура определялось не столько успехом первого фильма, включая оскаровские номинации, сколько самой величиной предложенной темы. Елизавета Английская, королева-девственница, королева-бастард, бездетная еретичка, величайшая из женщин на британском троне, последняя представительница династии Тюдоров, дочь фрейлины Анны Болейн и Генриха VIII, поддержавшего Реформацию, по мнению историков, в основном благодаря своим шести бракам, большая часть которых кончалась для очередной жены плахой. Эта грандиозная историческая фигура, получившая трон в результате сложнейшей цепочки обстоятельств из рук ярой католички, оставшейся в веках под именем Кровавой Мэри, правила Англией добрых полвека, и во время её правления Лондон не только стал столицей ведущей морской державы с собственными заокеанскими колониями, но и навсегда изменился, окончательно приняв Реформацию в противовес испанской Инквизиции, за чем последовал и культурный рывок — Шекспир жил именно во времена Елизаветы. Понятно, что первый фильм, описывавший бурную молодость Бетси, принцессы Уэльской с её юношеской любовью к сэру Роберту Дадли, обвинениями в измене, едва не закончившимися на плахе, знакомством с величайшими умами того времени, боязнью института брака, навеянной биографией собственного отца, а также гонениями на протестантов времён Мэри и, наконец, почти уже случайно оказавшейся на её голове британской короной, всё это вместе рассказывало историю появления на исторической сцене королевы Елизаветы, но не о ней самой. «Золотой век», сохранивший костяк команды первого фильма, спустя девять лет рассказывает в итоге вовсе не о разгроме Непобедимой Армады, не о казни Марии Стюарт, которая успела за свою жизнь претендовать сразу на два трона, но корона в итоге досталась только её сыну Иакову VI, и даже не о сэре Уолтере Рэйли, о возможном романе с которым историки умалчивают. Фильм — сразу обо всём периоде правления Елизаветы I, с которой так любят сравнивать столь же долго правящую Елизавету II (см. «Королева»). Строительство соборов и театров, сложные отношения между английскими католиками и протестантами, затяжная и несостоявшаяся, несмотря на протесты Парламента, женитьба королевы-девственницы (упоминание Ивана Грозного в этом месте — не шутка сценаристов, переписка с русским царём даже после отказа в женитьбе продолжалась до самой его смерти в 1584 году, в ней в частности Грозный просил у Англии союза против поляков) — всё это, разумеется, эпизоды долгого правления Елизаветы, а не события непосредственно 1588 года, которым формально датирован фильм. Например, смешно себе представить, что 55-летней королеве привозят в ряду прочего сватовства портрет уже 4 года как почившего Иоанна Васильевича, точно также сложно представить, что в столь преклонном для XVI века возрасте (отец Елизаветы не дожил до шестидесяти) королева будет по-прежнему заигрывать с незнакомыми (на самом деле знакомыми, Уолтер Рэйли основал Виргинию на деньги Короны годом раньше) пиратами под рассуждения об испанском золоте и свободе до самого горизонта. Кейт Бланшетт не играет Елизавету накануне разгрома Армады, как не играет она уже не юную, но всё ещё невесту. Точно так же не играет она Елизавету, в тяжких сомнениях подписывающую приговор Марии Стюарт, или Елизавету времён окончательного разрыва с умершим только в том самом 1588 году Робертом Дадли, которого сама королева подозревала в убийстве прежней жены, что могло позволить ему просить руки уже коронованной Елизаветы. Кейт Бланшетт, как и прежде, играет Елизавету от начала её царствования, до последних её дней. Во всём этом — в юной «альтер-эго» главной героини Елизаветы Трокмортон, в завоевательнице Шотландии на белом коне и в латах, в получившей прекрасное образование и говорившей на многих европейских языках участнице сложнейших политических интриг Европы того времени, и даже в Оуэне-Рэйли, заключённом, было, под стражу — видна тень целой эпохи, противоречивой, непростой, но определившей историю Британских островов на многие столетия. Именно тогда Елизаветой Английской создавалась будущая империя, о которой достойно может сказать только тот, кто прочувствовал её дух. Индия долгое время была плоть от плоти этой империи, и индийский режиссёр Капур говорит об этом теми словами и образами, которые не подберёшь при взгляде снаружи. Возможно, в «Золотом веке» и было в итоге собрано слишком много мелодраматичного и недостаточно много драмы, возможно, столь сильный упор ролика на тематику испанского вторжения и не оказался оправданным в самом фильме, где победа над 130 галионами противника была получена не талантом Фрэнсиса Дрейка и помощью союзников, а одним лишь брандером Уолтера Рэйли. Может быть, Филипп II Испанский был куда более сложной исторической фигурой, чем показанный на экране фанатичный католик, семенящий под ручку со своей Инфантой и радеющий за свержение «еретички» с английского трона. На деле он успел побыть и мужем той самой Кровавой Мэри, и неудачливым женихом только восшедшей на трон Елизаветы. Стоит ли напоминать, что в необъявленной морской войне Испании с Англией, которая тянулась десятки лет, торговые суда бывали граблены уолтерами рэйли с обеих сторон конфликта. Кроме того не последнюю роль в конфликте сыграли голландские и португальские колонии, которые тоже, вкупе с только что основанной британской Виргинией, были как кость в горле будущего строителя почившей в бозе Непобедимой Армады. Но мы увидели возвышающуюся над картой Европы Елизавету, мы увидели паруса испанских галионов на горизонте, мы увидели лукавую мудрость взгляда королевы-девственницы, мы прикоснулись к этой величине, которая творила историю, в том числе и нашу с вами. А значит — до встречи в кино.
Ссылка на эту статью: http://www.kinokadr.ru/articles/2007/11/18/goldenage.shtml
Написать отзыв:
Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте > Рецензии в рубрике "ИСТОРИЧЕСКИЙ"
все фильмы: рецензии и трейлеры
|
5 апреля, вторник
Падение Луны : Гхм | BadGary Падение луны это палата в дурдоме. Когда опколотый псевдо Наполеон видит красивые картинки... далее 14 марта, понедельник
Хотел передать вам большое спасибо. Я начал читать вас еще где-то в 2005 году, сидел еще на вашем форуме... далее 2 марта, среда
Пользуясь случаям хочу сообщить о том , что я посмотрел два новых российских фильма. "11 молчаливых мужчин" и "Мистер нокаут"... далее 1 марта, вторник
С декабря 2003 года интернациональный коллектив авторов «Кинокадра» публиковал для вас новости из мира кино... Кинокадр приостанавливает свою работу (обновление) : Вы были единственным ... | Александр Шлотов источником качественных рецензий, имели свой особый взгляд на кино. Я отправлял ваши рецензии друзьям и после фильмов всегда перечитывал вашу точку зрения... далее 26 февраля, суббота
25 февраля, пятница
23 февраля, среда
22 февраля, вторник
21 февраля, понедельник
Стартовавший за океаном относительно успешный по миру «Анчартед» плюс лишний выходной понедельник Президентского дня обязаны были разогреть... 20 февраля, воскресенье
Пусть российский прокат на неделе и получил заметное число свежих, в основном отечественных премьер... Репертуар кинотеатров: Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владивостока, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ставрополя, Таганрога, Тольятти, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|